?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вопрос о необходимости религиозного воспитания для меня по-прежнему остается открытым. С одной стороны, оно задает ребенку те необходимые границы, которые способствуют психологическому комфорту, оно позволяет полнее ощутить единство со своей семьей и ее традицией, оно дает описание мира и представления о моральных и духовных ценностях, и делает это более целостно, чем, например, обычные этические беседы. С другой - мне претит необходимость преподносить свои взгляды в качестве готовых и правильных. Здравый смысл подсказывает, что ребенок, учитывая собственный опыт, все равно пересмотрит свое отношение к религии, и главное - дать ему "простор для маневра", т.е. обойтись без категоричности и привить гибкость мышления.
В свое время ознакомившись с концепцией религиозного воспитания американского психолога Г.С.Холла, я нашла ее крайне привлекательной, и предлагаю вашему вниманию несколько видоизмененную версию.

В первые месяцы жизни для ребенка наиболее важными являются ощущения спокойствия, комфорта и защищенности. В это время зарождается положительное мировосприятие, чувство доверия и зависимости, которые сначала направлены на мать, затем будут обращены к Богу. (Холл об этом не говорит, но на мой взгляд в этот период детям важны колыбельные)
Далее развитие форм "религиозности" ребенка идет теми же стадиями, которые проходило человечество: поклонение природе, фетишизм, поклонение персонификациям и т.д.
Поскольку природная религия является первой у всех народов, любовь и уважение к окружающему миру - первая духовная ступень, которую проходят и дети. Познание природы, внимание к ее поэтическим аспектам, рассказы о растениях, животных, явлениях - вот то, что дают родители ребенку, который вошел в состояние осознанности. Интересно, что Холл настаивал на том, что учителя христианских школ не должны пытаться развенчать идеи языческих верований, но должны выделять из них истину, дабы духовное развитие было последовательным и гармоничным.
Позже дети начинают увлекаться героями и конкретными персонажами. В этот период лучше всего подойдут недвусмысленные истории, мифы, легенды или сюжеты из религиозных учений, которые обладают явным нравственным смыслом и лишены абстрактных идей.
Подростковый возраст - возраст, как правило, экстраверсии, напряженных эмоций и увлечения уже не просто героями, а кумирами. Сюжеты для духовного воспитания в это время драматичны, в них, как и в мире самого подростка, все на грани и в напряжении. Фигурирует идея воздаяния и правосудия (уже не просто поучение, как на предыдущем этапе, а наглядные и сильные примеры причинно-следственных связей). Если позволяет подготовка, то самое время начать читать философскую этическую литературу, будь то стоицизм или книги о самурайской морали (это скорее к мальчикам относится, что читать девочкам-подросткам - жду ваших предложений). 
Истинный религиозный опыт приходит с наступлением юности. Человек уже способен к пониманию абстрактных идей и глубины духовных и религиозных учений. При нормальном развитии на этом поприще не возникнет ни фанатизма, ни обесценивания духовной жизни.

Интересно услышать ваше мнение о плюсах и минусах, а также методах религиозного воспитания.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
n_fransua
May. 1st, 2011 04:34 pm (UTC)
А я вообще вряд ли буду заморачиваться на религиозное воспитание. Если ребенок спросит почему мы едим мацу каждый год я честно объясню. Объясню значение различных религиозных праздников, тоже если будет интересоваться.
Т.е. у Якова мало шансов вырасти религиозным человеком:)
Может в последствии я и изменю свое мнение на данный вопрос...

Фразу: " учителя христианских школ не должны пытаться развенчать идеи языческих верований, но должны выделять из них истину" я вообще не понимаю. Есть ли в язычестве по мнению христиан истина? Вроде нет.
howlaa
May. 1st, 2011 04:55 pm (UTC)
Если я правильно понимаю Холла, то в язычестве ему нравится пиетет перед природой. И его позиция состояла в том, что не следует порицать то, что устарело - нужно отдать этому дань уважения, перенять правильное, отказаться от неправильного и развиваться дальше. В качестве примера он также привел "устаревший" Ветхий Завет, который не был выброшен за неактуальностью.

Мне кажется, что религиозное воспитание - это не столько производство религиозного мальчика, сколько построение картины мира (с точки зрения многих психологов религии научный атеизм и прочие материализмы - это то же религиозное воспитание).
n_fransua
May. 1st, 2011 05:08 pm (UTC)
Пиетет перед природой так и быть привью. Но построением картины мира пусть сам занимается. Зачем ему моя картина?;)
( 3 comments — Leave a comment )